Презентация в
формате PDF

Скачать нашу
презентацию в
формате PDF.

Инфоцентр

СК "Универсальная" выиграла тендер ОСАГО управления Национальной полиции в Днепропетровской области

Главное управление Национальной полиции в Днепропетровской области заключит со страховой компанией "Универсальная" договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), сообщается в системе электронных госзакупок ProZorro.

По данным системы, ценовое предложение компании в тендере на закупку услуг страхования составило 95,408 тыс. грн (первичное предложение СК – 129,913 тыс. грн). При этом ожидаемая стоимость закупки услуг составляла 200 тыс. грн. Страхованию подлежат 297 транспортных средств.

Кроме СК "Универсальная", в тендере участвовали еще две страховые компании: СК "Краина" с первичным и окончательным ценовым предложением в размере 176,365 тыс. грн и СК "Брокбизнес" с первичным предложением в размере 121,995 тыс. грн и окончательным 95,407 тыс. грн. Предложение СК "Брокбизнес" было отклонено в связи с его несоответствием условиям закупки.  | Интерфакс-Украина

В Украине создадут единую электронную систему регистрации трудовых отношений, обязательную для работодателей и работников

Пенсионный фонд (ПФ) Украины разрабатывает систему обязательной регистрации трудовых отношений, сообщил Интерфакс-Украина глава ПФ Алексей Зарудный.

"Планируем создать единую обязательную для работодателей и работников электронную централизованную систему регистрации и учета трудовых отношений и систему мониторинга индивидуальных персонифицированных данных застрахованных лиц об уплате взносов в Пенсионный фонд", - сказал он в интервью правительственной газете "Урядовый курьер".

По его словам, в частности, предусмотрено использование таких данных для выявления признаков теневой занятости и информирования граждан об их пенсионных правах, стаже, заработке и уплате работодателем взносов.

Помимо этого, по словам главы Фонда, система персонифицированного учета ведомостей о застрахованных лицах Пенсионного фонда позволит представлять для банков справки при привлечении кредита.

Как сообщал Фориншурер, Минфин планирует в ноябре инициировать отмену сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование по операциям покупки иностранной валюты физическими лицами 2%. Еще с 2015 года Верховная Рада повысила сбор в ПФ с 0,5% до 2% с валютообменных операций. НБУ неоднократно заявлял, что сбор необходимо отменить и ранее заявил, что отмена сбора заложена в обновленный меморандум сотрудничества Украины и МВФ. После появления текста проекта госбюджета на 2017 года, стало известно, что сбор не отменяется и в 2017 году правительство ожидает поступления в госбюджет 260,6 млн гривен от операций по покупке инвалюты в наличной форме.   | Фориншурер

Основные нарушения страховых компаний в 2016 году и как с ними бороться. Памятка страхователю

Нацкомфинуслуг обобщила все нарушения страховых компаний по результатам рассмотрения обращений граждан и юрлиц, поступивших за период с 1 января по 26 сентября 2016 года.

За этот период к регулятору поступило 3572 обращения и жалоб по вопросам страховой деятельности. Общий объем выплат страхового возмещения страховщиками по результатам рассмотрения Комиссией обращений за 9 месяцев 2016 года превысил 70 млн. грн.

Регулятор осуществляет защиту прав потребителей финансовых услуг путем применения мер воздействия с целью предотвращения и пресечения нарушений законодательства.

В течение 2016 года Нацкомфинуслуг составлено 312 актов о правонарушениях по результатам рассмотрения обращений (в одном акте фиксируются нарушения требований законодательства от 1 до 25 обращений), по результатам рассмотрения которых принято 279 решений:

151 распоряжение о применении меры воздействия по устранению нарушений законодательства о финансовых услугах (в 95% срок исполнения этих предписаний 15 рабочих дней).

94 распоряжения о закрытии дела о нарушении, в связи с устранением нарушений страховщиком самостоятельно до применения мер воздействия.

16 распоряжений о закрытии дела о нарушении, в связи с тем, что не доказан факт совершения нарушения законодательства о финансовых услугах.

10 распоряжений о приостановлении производства по делу о нарушении, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств или документов по делу о нарушении.

8 распоряжений о приостановлении производства по делу о нарушении, в связи с невозможностью рассмотрения страхового дела до вступления решения суда в законную силу.



По результатам рассмотрения дел о правонарушениях по обращениям, Нацкомфинуслуг сообщила, что 83% зафиксированных нарушений — невыполнение или ненадлежащее выполнение страховщиками обязательств по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Основные нарушения страховщиков по ОСАГО


1. Нарушение сроков выплаты (7%)

Невыплата страхового возмещения в сроки, предусмотренные Законом «Об ОСАГО», нарушение требований пункта 36.2 статьи 36 Закона, фиксируется в случае принятия страховой компанией решения о выплате возмещения, но выплата в сроки, предусмотренные Законом, не осуществлена.



В соответствии с пунктом 35.1 статьи 35 Закона, для получения страхового возмещения потерпевший или иное лицо, имеющее право на получение страхового возмещения в течение 30 дней с дня уведомления о ДТП подает страховщику заявление о страховом возмещении.

Пунктом 35.2 статьи 35 Закона предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выплате страхового возмещения.

В соответствии со статьей 36 Закона, страховщик не позднее чем через 90 дней с момента получения заявления о страховом возмещении и в случае получения всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 35.2 статьи 35 Закона (без просрочки подачи соответствующего заявления), обязан осуществить выплату страхового возмещения. При этом срок принятия решения может увеличиваться на количество дней просрочки представления заявления на выплату после предоставления уведомления о наступлении страхового случая.

2. Отказ в выплате (29%)

Непринятие решения о выплате или отказе в выплате в сроки, предусмотренные законом, нарушение требований пункта 36.2 статьи 36 Закона. Например, отсутствие в страховом деле постановления об административном нарушении, отсутствие в заявлении на выплату страхового возмещения банковских реквизитов получателя.



В соответствии с пунктом 36.2 статьи 36 Закона, страховщик (МТСБУ) в течение 15 дней с дня согласования им размера страхового возмещения с лицом, которое имеет право на получение возмещения при наличии документов, указанных в статье 35 настоящего Закона, сообщение о ДТП, но не позднее как через 90 дней со дня получения заявления о страховом возмещении обязан:

— В случае признания им требований заявителя обоснованными — принять решение об осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты) и выплатить его. Если возмещение расходов на проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства с учетом износа осуществляется непосредственно на счет потерпевшего, сумма соответствует размеру оцененной вреда, уменьшается на сумму в определенного в соответствии с законодательством налога на добавленную стоимость.

При этом доплата в размере, не превышающем суммы налога, осуществляется при условии получения страховщиком (в случаях, предусмотренных статьей 41 настоящего Закона, — МТСБУ) документального подтверждения факта оплаты произведенного ремонта. Если в связи с отсутствием документов, подтверждающих размер заявленного ущерба, страховщик (МТСБУ) не может оценить ее общий размер, выплата страхового возмещения (регламентной выплаты) осуществляется в размере ущерба, оцененного страховщиком (МТСБУ).

Страховщик имеет право осуществлять выплаты без проведения экспертизы (в том числе путем перечисления денежных средств лицам, которые предоставляют услуги по ремонту поврежденного имущества), если по результатам проведенного им осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере и способ осуществления страхового возмещения и не настаивают на проведении оценки, экспертизы поврежденного имущества;

— В случае непризнания имущественных требований заявителя или по основаниям, определенным статьями 32 или 37 Закона, — принять мотивированное решение об отказе в осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты).

Если ДТП рассматривается в гражданском, хозяйственном суде или по уголовному делу, течение этого срока приостанавливается до даты, когда страховщику (или МТСБУ) стало известно о вступлении решения в таком деле законной силы.

В случае если заявление об осуществлении страхового возмещения или другие документы, необходимые для принятия решения об осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты), поданные с нарушением срока, установленного Законом, срок принятия решения об осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты) и его выплата увеличивается на количество дней такой просрочки.

3. Выплата без независимой экспертизы (34%)

Выплата страхового возмещения не на основании соответствующей независимой экспертизы, отчетов, заключений, составленных специалистами, в установленном законодательством порядке получившие разрешения на осуществление оценочной деятельности от Фонда госимущества или Министерства юстиции и без согласования размера с заявителем или минусом НДС при осуществлении выплаты страхового возмещения не за счет непосредственно потерпевшего. Например, принятие решения о выплате страхового возмещения на основании аварийных сертификатов, исследований, расчетов аварийных комиссаров или специалистов страховой компании, счетов СТО; выплата страхового возмещения за минусом НДС на счет СТО, СПД, которые даже не являются плательщиками НДС.



В соответствии с пунктом 36.2 статьи 36 Закона, страховщик (МТСБУ) в течение 15 дней с дня согласования им размера страхового возмещения с лицом, которое имеет право на получение возмещения при наличии документов, указанных в статье 35 Закона, сообщение о ДТП, но не позднее как через 90 дней с дня получения заявления о страховом возмещении, обязан в случае признания им требований заявителя обоснованными принять решение об осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты) и выплатить его.

Если возмещение расходов на проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства с учетом износа осуществляется непосредственно на счет потерпевшего, сумма соответствует размеру оцененной вреда, уменьшается на сумму в определенного в соответствии с законодательством налога на добавленную стоимость.

Страховщик имеет право осуществлять выплаты без проведения экспертизы, если по результатам проведенного им осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере и способ осуществления страхового возмещения и не настаивают на проведении оценки, экспертизы поврежденного имущества.

4. Отказ в страховой выплате (16%)

Принятие страховой компанией решения об отказе в выплате, на основаниях, не предусмотренных статьями 32 и 37 Закона. Например, стаж лиц, допущенных к управлению, менее 3-х лет; отсутствие оплаты полиса ОСАГО; недействительность полиса ОСАГО, без соответствующего судебного решения о признании полиса недействительным; отрицание факта ДТП на основании трассологической экспертизы, заключения при фиксации факта ДТП правоохранительными органами; при возмещении материального ущерба виновным лицом.



В соответствии с пунктом 36.2 статьи 36 Закона, страховщик (МТСБУ) в течение 15 дней с дня согласования им размера страхового возмещения с лицом, которое имеет право на получение возмещения при наличии документов, указанных в статье 35 настоящего Закона, сообщение о ДТП, но не позднее чем через 90 дней с дня получения заявления о страховом возмещении обязан в случае непризнания имущественных требований заявителя принять мотивированное решение об отказе в осуществлении страхового возмещения (регламентной выплаты).

Когда страховщик вправе отказать в страховом возмещении?

— Вред, причиненный при эксплуатации обеспеченного ТС, но за причинение которого не возникает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законом;

— Ущерб, причиненный обеспеченному ТС виновника ДТП;

— Вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, которые находились в обеспеченном ТС виновника ДТП и которые являются застрахованными в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Украины «О страховании»;

— Ущерб, причиненный имуществу, которое находилось в обеспеченном ТС виновника ДТП;

— Ущерб, прямо или косвенно вызван или которому способствовала ионизирующая радиация, вызванное радиоактивное отравление, радиоактивное, токсичное, взрывное свойство произвольного взрывного ядерного соединения или его ядерного компонента;

— Ущерб, причиненный с потерей товарной стоимости ТС;

— Ущерб, причиненный повреждением или уничтожением в результате ДТП антикварных вещей, изделий из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, бижутерии, предметов религиозного культа, картин, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг, разного рода документов, филателистических, нумизматических и других коллекций;

— Ущерб, причиненный в результате ДТП, если оно произошло вследствие массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, военных конфликтов, террористических актов, стихийных бедствий, взрыва боеприпасов, пожара транспортного средства, не связанной с этим происшествием;

— Вред, причиненный жизни и здоровью водителя обеспеченного ТС, который стал причиной ДТП.

Основания для отказа в осуществлении страхового возмещения:

— Умышленные действия страхователя, водителя ТС или потерпевшего, направленные на наступление страхового случая. Указанная норма не распространяется на лиц, действия которых связаны с выполнением ими общественного или служебного долга, совершенные в состоянии необходимой обороны или при защите имущества, жизни, здоровья. Квалификация действий таких лиц устанавливается в соответствии с законом;

— Совершение страхователем, водителем ТС умышленного преступления, приведшего к страховому случаю;

— Невыполнение потерпевшим своих обязанностей, если это привело к невозможности страховщика установить факт ДТП, причины и обстоятельства его наступления или размер причиненного ущерба;

— Непредставление заявления о страховом возмещении в течение 1 года, если вред причинен имуществу потерпевшего, и 3-х лет, если вред причинен здоровью или жизни потерпевшего, с момента совершения ДТП.

5. Выплата за вычетом НДС (3%)

Неосуществление страховой компанией возврата суммы НДС при получении документального подтверждения факта оплаты произведенного ремонта. Например, СТО или предприятие, которое осуществляло ремонт транспортного средства, не является плательщиком НДС; в акте выполненных работ не выделен размер НДС.



В соответствии с пунктом 36.2 статьи 36 Закона, страховщик вправе уменьшить размер страхового возмещения на сумму НДС, в случае осуществления такого возмещения на личный счет заявителя.

В случае предоставления заявителем подтверждающих документов о проведении восстановительного ремонта поврежденного имущества страховщик обязан вернуть сумму НДС.

При этом доплата в размере, не превышающем суммы налога, осуществляется при условии получения страховщиком (МТСБУ) документального подтверждения факта оплаты произведенного ремонта.

6. Неуплата пени за задержку выплаты (9%)

Неосуществление страховой компанией выплаты пени за несвоевременное осуществление страхового возмещения и нарушение предусмотренных сроков выплаты.



В соответствии с пунктом 36.5 статьи 36 Закона за каждый день просрочки выплаты страхового возмещения по вине страховщика лицу, имеющему право на получение такого возмещения, выплачивается пеня из расчета двойной учетной ставки НБУ, действующей в течение периода, за который начисляется пеня.

7. Отказ в возмещении стоимости экспертизы (2%)

Неосуществление страховой компанией возмещения стоимости проведенной экспертизы по заказу потерпевшего.



Страховщик обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о ДТП направить своего представителя (работника, аварийного комиссара или эксперта) на место наступления страхового случая или местонахождения поврежденного имущества для определения причин наступления страхового случая и размера убытков.

В соответствии с пунктом 34.3 статьи 34 Закона, если представитель страховщика не появился в определенный срок, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать аварийного комиссара или эксперта для определения размера ущерба. В таком случае страховщик обязан возместить потерпевшему расходы на проведение экспертизы.



Нарушения страховщиков по выполнению условий договора добровольного страхования

2,17% зафиксированных нарушений — невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договоров добровольного страхования.

1. Невыполнение условий договора (59%)

Невыполнение обязанностей условий договора добровольного страхования, нарушение требований статей 20, 25 Закона Украины «О страховании».



В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О страховании», осуществление страховых выплат производится страховщиком по договору на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата), который составляется страховщиком или аварийным комиссаром в форме, определяемой страховщиком.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Украины «О страховании», в случае признания случая страховым, страховщик обязан осуществить выплату страхового возмещения в предусмотренный договором срок.

В случае несвоевременного осуществления страхового возмещения страховщик обязан осуществить выплату пени, размер которой определен договором страхования или законом.

2. Немотивированный отказ в выплате (31%)

Немотивированный отказ в выплате страхового возмещения согласно оснований, не предусмотренных договором добровольного страхования или оснований, которые не доказаны или не подтверждены документально.



В соответствии со статьей 26 Закона Украины «О страховании», страховщик вправе принять решение об отказе в выплате по основаниям определенных условиями договора страхования или Закона Украины «О страховании».

3. Заключение договора с нарушением законодательства (10%)

Заключение договора добровольного страхования не в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Украины «О страховании» и правил страхования.



Договора страхования заключаются в соответствии с правилами страхования и должны содержать:

— Название документа;
— Название и адрес страховщика;
— Фамилия, имя, отчество или название страхователя и застрахованного лица, их адреса и даты рождения;
— Фамилия, имя, отчество, дату рождения или название выгодоприобретателя и его адрес;
— Указание предмета договора страхования;
— Размер страховой суммы по договору страхования иным, чем договор страхования жизни;
— Размер страховой суммы и (или) размеры страховых выплат по договору страхования жизни;
— Перечень страховых случаев;
— Размеры страховых взносов (платежей, премий) и сроки их уплаты;
— Страховой тариф (страховой тариф не определяется для страховых случаев, для которых не устанавливается страховая сумма);
— Срок действия договора;
— Порядок изменения и прекращения действия договора;
— Условия осуществления страховой выплаты;
— Причины отказа в страховой выплате;
— Права и обязанности сторон и ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
— Другие условия по соглашению сторон;
— Подписи сторон.

Порядок рассмотрения обращений и жалоб на страховые компании

1. Нацкомфинуслуг направляет требования к страховым компаниям в получении информации и документов по страховым делам, предоставление информации по которым является обязательным для субъектов рынков финансовых услуг.

2. После получения документов по соответствующим требованиям от страховой компании, работниками Нацкомфинуслуг проводится анализ документов и в случае выявления нарушений в сфере финансовых услуг составляется акт о правонарушении, назначается рассмотрение дела, по результатам которого применяются соответствующие меры воздействия к страховщику.

3. Регулятор уведомляет лицо, обратившееся с обращением, о результатах рассмотрения документов.



Указанный порядок рассмотрения обращений является наиболее эффективным и решает вопрос урегулирования взаимоотношений физических и юридических лиц со страховыми компаниями по договорам страхования, считают в Комиссии.  Фориншурер

В Верховную Раду внесен законопроект о внедрении в Украине обязательного медицинского страхования с 2018 года

Как отмечается на сайте Верховной Рады, соответствующий документ был внесен в парламент 2 августа, передает УНИАН.

"Стремительное ухудшение финансово-экономического положения в стране вызывает критическую недостаточность возможностей государства обеспечить потребности населения в охране здоровья за счет бюджетных средств. Учитывая это, законодательное урегулирование общеобязательного государственного социального медицинского страхования является актуальной и важной задачей", - говорится в пояснительной записке.

Введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования, по мнению автора законопроекта, предполагает за счет целевых страховых взносов с доходов граждан формировать средства на медицинское обеспечение. Это должно обеспечить бесплатное предоставления застрахованным лицам медицинских услуг при наступлении страхового случая в объеме и на условиях, предусмотренных программой страхования на всей территории Украины.

При этом застрахованными лицами в данной системе станут все граждане страны, включая неработающих пенсионеров, инвалидов, студентов и детей до 16 лет. Правоотношения между страхователями, страховщиками, застрахованными лицами и учреждениями здравоохранения будут регулироваться на договорной основе.

В пояснительной записке отмечается, что медицинская помощь будет предоставляться учреждениями здравоохранения за счет средств, аккумулированных в системе общеобязательного государственного социального медицинского страхования. Это должно способствовать развитию конкуренции среди медучреждений.  | Фориншурер

Украинцев, работающих на себя, заставят платить налоги

Минфин презентовал проект налоговой реформы, в котором вместо сокращения налогов вводится существенный штраф и добавляется новый налог для самозанятых людей, которые работают сами на себя.

Об этом пишут Вести.

Кодекс будет обсуждаться и дорабатываться, но в любом случае именно на него будет опираться Минфин при разработке госбюджета на 2017 год. Минфин предложил ввести дополнительный налог для предпринимателей-индивидуалистов, которые зарабатывают до 344 тыс. в год и не оформляются как предприниматели: торговцы, портные, сапожники, парикмахеры, косметологи, маникюрши, репетиторы, таксисты, а также мастера хенд-мейд, которые продают изделия через интернет. Всем им предлагают стать на учет в налоговой и платить 10% от минимальной зарплаты в месяц — сейчас 137 грн.

Гендиректор Союза предпринимателей Вячеслав Быковец узрел в этой идее выгоду для упрощенцев: они могут перейти на индивидуальную систему, и это облегчит им жизнь, поскольку «индивидуалы» не обязаны вести учет расходов и доходов. Правда, в конце года они обязаны будут подать налоговую декларацию и указать фактический объем дохода. И если он превысит 344 тыс., то в следующем году человек не сможет заниматься такой деятельностью, и обязан будет доплатить разницу по налогу с доходов физлиц по ставке 18%.

Разумеется, репетиторы, мастера хенд-мейда, маникюра явно не в восторге. «Я много лет занимаюсь репетиторством. Вынуждена это делать, потому что зарплата учителя не позволяет прожить мне с детьми. И теперь меня заставят платить, пусть и немного, но через год придут и потребуют еще больше. Раз государство не может нормально нам платить, хоть бы не мешало выживать», — говорит репетитор Ольга Пархоменко.

Еще одна новинка: вводится штраф за несвоевременную подачу отчетности по возврату НДС — до 50% от суммы, которую фирма планирует вернуть. «Документы по возврату НДС идут по цепочке от основной фирмы и ее контрагентов. Система штрафов нужна, поскольку один контрагент из-за неаккуратности может задержать всех, но система ответственности не проработана. Нужно штрафовать виновных контрагентов, а не основную фирму, иначе будут страдать ответственные компании, а это нонсенс», — считает советник главы Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.

Следить и наказывать налогоплательщиков также будет новая структура. Минфин хочет забрать у фискалов право содержать налоговую полицию, а их функции будет выполнять новая полиция. «Идет борьба за перераспределение полномочий и денежных потоков. Минфин пытается перетянуть на себя взяткоемкие функции», — говорит экономист Александр Кошик.

Вместе с полицией у ГФС забирают и право администрировать налоги. По мнению экономиста и члена политсовета партии «Успішна країна» Сергея Крухмалева, это обернется против налогоплательщиков.

«Передача львиной доли функций в Минфин несет риски: во-первых станет сложно контролировать уплату местных налогов и сборов. Во-вторых, налогоплательщикам для подачи жалоб или смены идентификационного кода придется ехать в ближайшее представительство Минфина — то есть в столицу или областной центр. Но главное, в проекте мы так и не увидели ничего о восстановлении закона о трансфертном ценообразовании. Поэтому все негативные прелести от этой реформы почувствуют обычные украинцы, но не олигархи, которым позволят и дальше беспрепятственно выводить капиталы в офшоры», — заявил он.

Как обезопасить себя от покупки фальшивых полисов «зелёная карта» при выезде за границу? Что делать, если уже купил «фальшивку»?

Что необходимо сделать автовладельцу, чтобы обезопасить себя от приобретения фальшивого полиса «зелёная карта»?

МТСБУ подготовило рекомендации как поступить, если страховые мошенники все-таки продали фальшивку, и это обнаружилось уже при проверке полиса на погранпереходе.

Алгоритм безопасной покупки полиса «зелёная карта»:

1. В тот момент, когда вы готовы заключить конкретный договор и подписать полис (еще до того, как Вы его оплатили) зайдите в базу данных МТСБУ и проверьте номер бланка – действительно ли такой номер существует (бывают поддельные бланки, где банально не совпадает количество цифр в номере с количеством цифр настоящего бланка).

2. Посмотрите, за какой страховой компанией числится этот бланк и совпадает ли это с названием на бланке полиса, который перед вами

3. Убедитесь, что бланк не числится как использованный



Если все в порядке, то можyно оплачивать полис: в таком случае он не может быть фальшивым, он может оказаться, в крайнем случае, только сфальсифицированным (когда в подлинный бланк полиса вносятся данные, не соответствующие реальности, например, другой срок действия полиса или другой тип транспортного средства).

МТСБУ рекомендует не поддаваться искушению сэкономить деньги и приобрести фальсифицированный полис. Не соглашаясь на эту покупку, автолюбитель страхует себя также и от очень неприятных последствий. Ведь с таким полисом водитель может попасть в массу неприятных (и финансово затратных) ситуаций на зарубежных дорогах.

Что ждёт водителя, имеющего фальшивый полис «Зелёная карта»?

1. Если такого водителя за рубежом останавливает местная полиция, проверяет полис и обнаруживает, что он фальшивый, водителя ждет немаленький штраф, автомобиль же, скорее всего, отправится на штрафплощадку. В определенных случаях, возможен даже сценарий, когда водитель будет задержан и отправлен в тюрьму до выяснения всех обстоятельств дела

2. Если водитель с поддельной «зеленой картой» становится виновником ДТП за рубежом, то МТСБУ выплатит пострадавшему сумму за ущерб, но такому водителю-виновнику будет предъявлен регрессный иск

3. Суммы по регрессным искам могут быть очень и очень значительные. Для примера – средняя выплата по украинским «green card» составляет больше 2100 евро, а среднее ДТП, например, в Германии «обходится» почти в 4000 евро. Суммы ущерба, если пострадал не только автомобиль, но и сам водитель, могут исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч евро, и по ним тоже будет предъявлен регресс виновнику ДТП.



Что делать водителю, уже купившему фальшивый полис?

Что делать, если полис приобретен без злого умысла (если нет возможности осуществить проверку бланка полиса) и это обнаружилось уже при проверке пограничниками?

В таком случае необходимо дождаться приезда полиции, дать необходимые пояснения и помочь в расследовании дела. Вы посодействуете тому, чтобы стало меньше обманутых мошенниками страхователей, а также подтвердите, что являетесь пострадавшей стороной, а не соучастником.

В таком случае вам, как добросовестному покупателю фальшивого полиса, ничего не угрожает. Придется еще раз заплатить за настоящий полис «зеленой карты», иначе автомобиль не выпустят за рубеж. Кроме того, в любой момент вы имеете право написать жалобу в Нацкомфинуслуг, а также обратиться с заявлением в правоохранительные органы или прокуратуру.  | Фориншурер

Как украинцев будут лишать социальных выплат

В последние недели лексикон рядовых украинцев обогатился словом "верификация". Как поняли люди, верификация - это то, что правительство собирается сделать то ли с самими пенсиями, пособиями, субсидиями, то ли с их получателями, но в любом случае что-то не очень хорошее.

Слово "верификация" в контексте социальных выплат ввела в обиход министр финансов Наталья Яресько. Еще в ноябре прошлого года она выдвинула идею верификации получателей соцпомощи путем оценки их финансово-имущественного состояния. Тогда же была озвучена ожидаемая сумма экономии: 5 млрд грн.

В буквальном переводе с латинского "верификация" означает "делать правду", также как "фальсификация" - делать ложь. Минфин уверяет, что ему нужна правда и ничего кроме правды: среди получателей пенсий, пособий, субсидий слишком много тех, кто должен был бы получать их в меньшем размере или не получать вообще. Но есть два соображения, не позволяющих принимать эти заявления за чистую монету.

Во-первых, Минфин с самого начала определил, без всяких проверок, что хочет сэкономить 5 млрд грн., и все время повторяет эту сумму. Понять Минфин можно: для обывателя эта круглая цифра звучит внушительно, хотя на самом деле она составляет менее 1,5% от общего объема государственных расходов на пенсии и социальную защиту, запланированных на 2016 г. Если не удастся сэкономить хотя бы 5 млрд грн., тогда будет вообще непонятно, зачем было затевать всю эту "верификацию".

Однако, когда сверху поставлена задача экономить, следует ждать эксцесса исполнителя. То есть на местах начнется соревнование, кто сильнее почистил списки получателей соцпомощи. И целью будет вовсе не правда и законность, а максимальная экономия.

Во-вторых, если Минфину так уж хочется правды, то она еще и в том, что прожиточный минимум (к которому привязаны минимальная пенсия, пособия, субсидии) в Украине фальсифицирован. Он не менялся, несмотря на гиперинфляцию, с 1 декабря 2013 г. до 1 сентября 2015 г. Для нетрудоспособных лиц он составлял 949 грн., сейчас - 1074 грн., то есть всего на 13% выше, хотя потребительские цены за это время выросли на 80%.

Правительству нужно помнить, что такие высокие слова, как правда, - вещь тонкая. Можно и порезаться.

Новая версия страховой онлайн-платформы EWA v5 теперь поддерживает туристическое страхование

При формировании технического задания разработчики отталкивались от продуктов 8-ми страховщиков-лидеров рынка Travel-страхования. Таким образом, удалось добиться максимальной универсальности конструктора.

По словам директора компании-разработчика Андрея Таганского, в новой версии разработаны справочники территорий покрытия и курсов валют, которые обновляются ежедневно в автоматическом режиме. Есть возможность добавления и собственных наборов курсов, которыми фиксируются значения курсов для отдельных продуктов.

— "В продукте учитываются индивидуально тарифы по каждому из множества рисков, поддерживается любое число страховых сумм по риску, а также индивидуальные валюты по каждому риску. Есть возможность индивидуального расчета тарифа по каждому объекту", — говорит Андрей Таганский. — "В ближайшие месяц-два мы планируем ряд дополнительных улучшений благодаря получению обратной связи от пользователей системы".

В рамках разработки конструктора Travel-страхования были сделаны глобальные изменения в системе, которые добавили функциональность в других видах страхования. Теперь EWA реализована по мультирисковой модели — можно добавлять страховые продукты с любым числом рисков с индивидуальным расчетом тарифа и платежа по каждому из них.

В новой версии добавлена и многообъектность — теперь в страховом продукте можно включить возможность добавления парка автомобилей, списка застрахованных лиц или застрахованного имущества. При этом расчет платежа может как не зависеть от объектов страхования, так и может умножаться на число объектов или расчет тарифа может производиться индивидуально по каждому объекту.

Как сообщал Фориншурер, EWA была запущена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2015 года, тогда через нее начал работу первый страховщик и первых два посредника. В сентябре через сервис было реализовано около 500 полисов. Через полгода, в феврале 2016 года, через EWA было реализовано более 7 тыс. полисов по страховым продуктам 9 страховых компаний. С каждым месяцем растет число партнеров и объемы продаж через него.

EWA — это универсальная единая платформа страхования, которая обеспечивает взаимодействие страховщиков и посредников, осуществляя расчет, сохранение и печать полисов страхования и интегрируется с внешними системами: посредника, страховщика, МТСБУ и т.д.

Спрощується порядок відкриття рахунків банками

Відповідні зміни передбачені постановою правління Нацбанку від 14 червня 2016 року №346 “Про затвердження  змін до Інструкції про порядок відкриття, використання і закриття рахунків у національній та іноземних валютах”. Постанова набирає чинності вже сьогодні, 16 червня.

Змінами, як повідомили "ЗіБ" у НБУ, норми відповідної інструкції про порядок відкриття рахунків приведено у відповідність до нових вимог законодавства України. Зокрема, скасовуються вимоги щодо подання до банку під час відкриття рахунків партіями/місцевими організаціями партії копії свідоцтва про їх реєстрацію.

Також постановою №346 передбачено наступне:

- визначено порядок відкриття ліквідатором поточного рахунку на ім’я фізичної особи-банкрута;

- надано право фізичній особі під час отримання адміністративних послуг використовувати свої ідентифікаційні дані, які одержані обслуговуючим банком при здійсненні його ідентифікації та верифікації.

Что принесут украинцам «коллекторы в законе»

Верховная Рада приняла в целом пакет из двух законопроектов по реформированию исполнительной системы. Главная новация документов - введение института частных судебных исполнителей. В частности, речь идет о законопроектах №2506 "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" и  №2507а "Об исполнительном производстве". Еще в августе 2015 года соответствующие проекты законов Президент Петр Порошенко внес в ВР как неотложные, в октябре прошлого года они были приняты в первом чтении, а затем продолжалась их доработка ко второму чтению.  

Теперь служить правосудию смогут и приватные компании, которые будут работать наряду с государственными исполнителями. Хотя ряд ограничений останется. Частники не смогут осуществлять исполнительное производство по некоторым делам. Например, когда должником являются государственные органы или органы местного самоуправления, или о выселении физических лиц из их жилья и др. Проще говоря, частные исполнители будут работать в сфере бизнеса, а семейные споры и судебные решения, связанные с государственными делами, будут вести государственные исполнители. "Это означает, что частный узаконенный рэкет будет эффективно душить бизнес. А для государственных структур останутся государственные исполнители - что означает, что решения о взыскании с госорганов как не исполнялись, так и не будут исполняться", - считает адвокат Олег Несинов.   

Новшество вызвало резонанс в обществе, разделив его на сторонников и противников введения в Украине института частных судебных исполнителей. По словам министра юстиции Павла Петренко, в Украине исполнятся только 20% судебных решений. "Государственная исполнительная служба - это наименее эффективный орган власти вообще в Украине. Не столько была проблема получить решение суда, сколько его выполнить",- говорит заместитель председателя Специальной комиссии по проверке судей при Высшем совете юстиции Маркиян Галабала. Причина - перегруженность государственных исполнителей, на каждого из которых в месяц приходится до 120 дел при зарплате 2-3 тыс. грн. Часто, чтобы взыскать через суд сумму с должника, истцы были вынуждены отдавать исполнителям часть денег. В свою очередь, ответчики-должники также часто решали вопросы с помощью взятки - после щедрого отката о необходимости исполнения судебного решения надолго "забывали".

Сторонники реформирования системы подчеркивают, что во многих европейских странах исполнение судебных решений возложено на частников. Подобная практика существует во Франции, Бельгии, Болгарии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии странах Балтии и т. д. Результаты очевидны - к примеру, в Польше уровень исполнения судебных решений достигает 80%.

Основной довод противников введения института частных судебных исполнителей состоит в том, что законопроекты, по сути, узаконивают деятельность коллекторов. Это может привести к тяжелейшим последствиям для рядовых украинцев, которые имеют задолженность перед банками, не могут вовремя платить за жилищно-коммунальные услуги.

Мол, частные исполнители будут ходить с битами и утюгами, выколачивать долги и выбрасывать должников из квартир. "Это все мифы. Частные исполнители будут действовать в рамках того же законодательства об исполнительном производстве, что и государственные исполнители. Риск потерять недвижимость или другое имущество за долги существовал в законодательстве всегда, даже в советское время. Вместе с тем, судебные решения о выселении и вселении, как и раньше, будут производиться государственными исполнителями", - поясняет партнер ЮФ "Агентство по вопросам долгов и банкротства" Андрей Авторгов.

Юристы называют безосновательными и опасения и насчет того, что нынешние "вышибалы долгов", которые действуют вне правового поля, получат удостоверения  частных судебных исполнителей. Согласно законопроекту, частным исполнителем может стать гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование степени магистра, имеющий стаж работы в области права после получения диплома магистра не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. "При этом квалификационный экзамен будет аналогичен тому, который сдают судьи, прокуроры, нотариусы и адвокаты. Ни о каких "лицензиях коллекторским фирмам" в законопроекте не говорится", - подчеркивает Андрей Авторгов.

Как будет работать система частных исполнителей - покажет время.  Хотя в идеале судебные решения должны выполняться без всякого принуждения - частного или государственного.

Правозахисники мають зауваження до проекту змін до Конституції щодо правосуддя

Група організацій, що об’єдналися у Платформу «Правозахисний порядок денний», виступила із зауваженнями перед розглядом 2 червня Верховною Радою проекту змін до Конституції в частині правосуддя. У листі, який отримало Радіо Свобода, вони вказують, що частина пропонованих законодавчих новел «дасть можливість парламенту і уряду самостійно вирішувати, що означає та чи інша норма Конституції».

Представники Платформи «Правозахисний порядок денний» закликають депутатів Верховної Ради «передбачити чіткі гарантії права на справедливий суд, орієнтуючись на потреби всього українського суспільства». Зокрема, правозахисники просять виключити положення, які створюють «нездоланні для звичайної людини бар’єри у поданні конституційної скарги до Конституційного суду», положення про представництво в суді виключно адвокатами тощо.

«Правозахисні організації звертаються до парламенту із проханням врахувати запропоновані вище пропозиції. Для цього зібрати належну кількість підписів під поправками до проекту, зареєструвати як законопроект, направити їх на розгляд Конституційного суду України та після його отримання ухвалити в цілому», – наголошють правозахисники.

Платформа «Правозахисний порядок денний» – неформальна коаліція правозахисних організацій, що працюють у сфері моніторингу, аналізу та розробки законодавства. Учасниками Платформи є Українська Гельсінська спілка з прав людини, Харківська правозахисна група, Центр громадянських свобод, Amnesty International в Україні, Центр інформації про права людини та інші організації.

МТСБУ вправе штрафовать за мошенничество с Зеленой картой

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) вправе штрафовать за мошенничество с полисами международной системы автострахования Зеленая карта.

"Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел принял основополагающее решение, согласно которому МТСБУ правомерно заявляет требования о взыскании денежных средств с лиц, которые использовали за рубежом фальшивые украинские страховые сертификаты Зеленая карта", - сообщает пресс-служба МТСБУ.

Все суды, рассматривавшие это дело, согласились с достаточностью доказательств МТСБУ относительно мошеннических действий с фальшивой Зеленой картой.

Согласно закону об ОСАГО, в случае, когда бюро осуществляет возмещение ущерба за владельца (пользователя) зарегистрированного в Украине транспортного средства, который использовал за рубежом поддельный или измененный незаконным способом сертификат Зеленая карта, соответствующие расходы бюро должны быть компенсированы таким лицом в полном объеме.

 

 

ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net

Про зміни у порядку реєстрації платників ПДВ

Головне управління ДФС у Дніпропетровській області інформує, що 20.04.2016 набрав чинності наказ Міністерства фінансів України від 18.03.2016 №373 «Про затвердження Змін до Положення про реєстрацію платників податку на додану вартість», зареєстрований у Міністерстві юстиції України 06.04.2016 за № 515/28645 (далі — Наказ № 373).
Наказом № 373 забезпечено реалізацію норм Закону України від 24 грудня 2015 року № 

909-УШ «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо забезпечення збалансованості бюджетних надходжень у 2016 році», а саме:
скорочено перелік підстав для анулювання реєстрації платника ПДВ шляхом виключення з Положення про реєстрацію платників ПДВ вимог п.п. "ж" п. 184.1 ст. 184 розділу V Податкового кодексу України, та, відповідно, виключено з переліку документів (відомостей), що підтверджують наявність підстав для анулювання реєстрації, повідомлення державного реєстратора, відомості з Єдиного державного реєстру щодо наявності запису про відсутність юридичної особи або фізичної особи — підприємця за місцезнаходженням (місцем проживання) або запису про відсутність підтвердження відомостей про юридичну особу;
внесено зміни до форми витягу з реєстру платників ПДВ (додаток 13 до Положення), згідно з якими замість реквізитів одного електронного рахунка у витягу відображаються реквізити трьох електронних рахунків платника ПДВ — сільськогосподарського підприємства, що обрав спеціальний режим оподаткування, призначених для перерахування коштів до державного бюджету та на його спеціальні рахунки:
за операціями із сільськогосподарськими товарами/послугами (крім операцій із зерновими і технічними культурами та операцій з продукцією тваринництва);
за операціями із зерновими і технічними культурами;
за операціями з продукцією тваринництва.
Також Наказом № 373 запроваджено такі нововведення:
1) якщо особа у встановлений законодавством строк подала заяву про добровільну реєстрацію платником ПДВ і отримала від контролюючого органу пропозицію подати нову заяву, то після виправлення всіх недоліків така особа може подати до контролюючого органу нову заяву про добровільну реєстрацію не пізніше ніж за 3 робочі дні до початку податкового періоду, з якого особа вважатиметься платником ПДВ та матиме право на податковий кредит і виписку податкових накладних. При цьому у такій заяві має бути зазначена така сама бажана дата реєстрації, що й у попередній неприйнятій заяві;
2) оперативне інформування платників про результати розгляду заяв, поданих ними в електронній формі. Так, якщо за результатами розгляду заяви в електронній формі (ф.№1-ПДВ, ф.№ 3-ПДВ) контролюючим органом прийнято рішення про відмову в реєстрації (анулюванні реєстрації) платника ПДВ або запропоновано надати нову заяву про реєстрацію (анулювання реєстрації) платника ПДВ, то така відмова або пропозиція викладається контролюючим органом в електронній формі та надсилається на адресу електронної пошти, з якої надійшла заява;
3) встановлено десятиденний строк для направлення до ДФС рішення контролюючого органу про скасування рішення про анулювання реєстрації платника ПДВ.

Нацбанку предложили создать нацкомпанию по страхованию жизни

В Украине может появиться государственная компания по страхованию жизни. Такую идею внес  на рассмотрение Национального банка Украины (НБУ) Иван Строжук, представитель общественной организации Всеукраинский союз ветеранов Украины, пишет FinClub.

"У НБУ особый статус, и это естественный регулятор монетарных инструментов и денежных агрегатов. Ставка размещения средств в национальной страховой компании будет фундаментом для определения цены на ресурсы для всего государства, поэтому существует необходимость ее регулирования", - считает Сторожук.

По его задумке, государственная страховая компания будет гарантировать клиенту доходность 4% годовых. Привлеченные средства будут размещаться на депозите в НБУ под 4,2%, которые регулятор будет выдавать в качестве целевых кредитов банкам под эти же 4,2%. А банки в свою очередь будут финансировать застройщиков под 5%.

Регулятор финансового рынка выступил против идеи создания такого страховщика. "Проект создания Национальной страховой компании по страхованию жизни является не только преждевременным, но и вредным с точки зрения возможного негативного влияния на деловую среду и инвестиционную привлекательность рынка страхования жизни Украины", - заявил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

По его мнению, госмонополия влечет за собой целый ряд негативных последствий, среди которых ограниченный перечень услуг и их низкое качество.

Информационное агентство
www.liga.net

Госреестр кредитных историй может монополизировать рынок мониторинговых услуг

В середине марта руководство Национального банка Украины объявило о том, что в течение нынешнего апреля оно собирается полностью завершить работу над законопроектом №3111 о создании кредитного реестра НБУ. То есть единой государственной базы кредитных историй всех заемщиков в стране. В ноябре 2015 г. этот законопроект был отозван после шквала критики — как со стороны участников украинского финансового рынка, так и международных экспертов. Тем не менее, НБУ, как видно, не желает расставаться с идеей создания собственного кредитного реестра.

Следует отметить, что в Украине уже есть несколько частных бюро кредитных историй, которые принадлежат разным украинским банкам. Государственный же кредитный реестр НБУ хочет запустить уже 1 сентября текущего года. В то же время среди экспертов нет однозначного мнения о том, действительно ли Украине необходим единый государственный реестр кредитных историй. А модель, предложенная в отклоненном законопроекте, вряд ли сможет работать эффективно, поскольку предполагает монополизацию мониторингового рынка и несет коррупционные риски.

Нацбанк пока что не обнародовал свои поправки к законопроекту №3111, и ничего не рассказал о том, какой он теперь видит модель государственного реестра кредитных историй. Однако Hubs уже сейчас поинтересовался тем, что думают эксперты банковского рынка о необходимости государственного кредитного реестра и его роли на рынке.

Предпосылки для улучшения мониторинга заемщиков

Последние два года объем проблемных задолженностей заемщиков, как «физиков» так и юрлиц, перед украинскими банками растет ударными темпами.

Так, по оценкам первого вице-президента  Украинского кредитного банковского союза (УКБС) Ярослава Колесника, если с 2008 г. по 2014 г. объем такой сложновозвратной задолженности  составлял до 30%, то в 2014-2015 гг.  этот показатель вырос до 40%, а в первом квартале 2016 года — уже до 50-60%. А в государственных банках он и вовсе доходит до 70-80%.

Сегодня из-за финансово-экономического кризиса и войны кредитование в стране замерло. В корпоративном секторе — штиль из-за отсутствия экономического роста. Потребительское кредитование хотя и остается на плаву, но предложение там существенно сократилось. Например, как уже писал Hubs, в 2014-2015 году число активных кредитных карт в Украине сократилось на 2,8 млн штук.

Однако по результатам опроса, проведенного НБУ в январе 2016 года, 57% украинских банков считают, что корпоративное кредитование оживится до конца 2016 г., а 54% рассчитывают, что до этого срока улучшится качество их кредитного портфеля.

Это означает, что хоронить украинскую банковскую систему, к счастью, никто не собирается. Поэтому вопрос о четком упорядочивании информации о кредитных историях  физических и юридических лиц остается на повестке дня. Более того, необходимо обеспечить одновременно свободный доступ к ней заинтересованных сторон и соблюдение банковской тайны, а также не допустить монополии на владение такой информацией.

Аргументы «за»

Кредитные бюро при центральных банках в других странах мира существуют давно и успешно. Как отмечают эксперты, они охватывают абсолютно все операции на рынке. «Такая практика означает, что если у заемщика есть негативная история в одном банке, он уже не сможет получить кредит в другом. В Украине же возможна обратная ситуация: если клиент обратится в учреждение, которое не пользуется услугами хотя бы одного из существующих бюро, ему вполне могут выдать кредит. Таким образом, недобросовестный клиент наносит двойной ущерб финансовой системе государства», — рассказывает Олег Базелинский, главный экономист управления контроля кредитных процессов клиентов розничного бизнеса UniCredit Bank.

Поэтому он считает, что создание единого государственного реестра кредитных историй будет весьма кстати. «Сегодня на рынке существуют как минимум четыре крупных кредитных бюро. С каждым из них банку приходится заключать договоры, чтобы получить максимально полную кредитную историю клиента с охватом большей части финучреждений, — рассказывает он. — Кроме того, для сотрудничества с каждым бюро необходимо доработать программный интерфейс для корректного обмена данными. А также при оценке платежеспособности потенциального заемщика кредитным аналитикам банка необходимо потратить время на анализ каждого отчета о кредитной истории», — считает он.

При этом Базелинский подчеркнул, что говорить о том, что частные бюро объединятся, например, для того, чтобы облегчить и унифицировать работу кредитных организаций с ними, не приходится. «Это из области фантастики. Некоторые из них находятся под влиянием финансовых групп и не стремятся к налаживанию взаимодействия с другими участниками рынка и организациями», — сказал он.

Банкир считает, что если создать грамотную и эффективную законодательную базу, которая не позволит НБУ злоупотреблять монопольным положением и обеспечить прозрачное регулирование рынка, то государственное бюро кредитных историй вполне может эффективно работать на рынке.

Но здесь, следует заметить, что надежды на то, что в Украине уже сейчас появится прозрачное регулирование со стороны государства и грамотное законодательство, также вполне можно отнести к области фантастики.

Тем не менее, директор по рискам Банка Кредит Днепр Елена Домуз также поддерживает своего коллегу, считая реестр кредитных историй при Нацбанке правильным и логичным шагом. Более того, по ее мнению, в обновленной версии законопроекта №3111 НБУ может ужесточить требования к финучреждениям по управлению кредитными рисками.

В то же время Домуз считает, что частные бюро кредитных историй работают достаточно эффективно, а разговоры о том, что туда часто поступает умышленно неверная информация, не в полной мере соответствует действительности. Хотя не отрицает и того, что погрешности, искажения, утеря части данных в частных бюро имеют место, но в основном это случается по техническим и операционным причинам.

«В последний год, когда с финансового рынка ушло много участников, такие случаи участились, что связано с бытовыми факторами: например, при распродаже имущества проблемного банка во время изъятия были повреждены сервера или некачественно и несвоевременно обновлялась информация, когда в неплатежеспособном банке работала временная администрация и т.д.», — пояснила она. И здесь вполне ясно, что появление государственного реестра вовсе не убережет от повторения подобных проблем.

Аргументы «против»

Законопроект №3111, поданный зампредседателя комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковского сектора Русланом Демчаком еще в сентябре 2016 года, не продержался и двух месяцев. Его пришлось отозвать под натиском критики многочисленных оппонентов.

Главное научное управление ВР констатировало, что создание единого государственного реестра кредитных историй в варианте, который предложен в документе, может поставить крест или значительно усложнить  существование частных кредитных бюро, которые уже работают на рынке, что уничтожит бизнес и создаст нового монополиста.

Более того, в ноябре 2015 г. председатель правления «Международного бюро кредитных историй» представитель Creditinfo International GmbH Йон Йоханнессон выступил с резкой критикой законопроекта №3111, заявив, что существующие в Украине частные бюро кредитных историй покрывают 97% рынка, что дает возможность мониторить его практически полностью. А также предоставляют более 20 видов различных услуг по одним из самых низких цен в Европе (около 15 евроцентов за отчет).

По мнению Йоханнессона, этого вполне достаточно для нормального функционирования рынка мониторинга и кредитных отчетов. Он подчеркнул, что международные профильные организации и представители бизнеса готовы поддержать создание кредитного реестра НБУ только с целью надзора и мониторинга, но не предоставления мониторинговых услуг, как это планировалось в законопроекте.

Йоханнессон также подчеркнул, что реестр НБУ может стать монополистом на рынке мониторинговых услуг, что ухудшит качество данных и сервиса, а также будет способствовать повышению расценок на услуги.

С таким подходом созвучно и мнение советника практики банковского и финансового права АО Arzinger Александра Плотникова, который считает, что статус государственного органа или организации вовсе не гарантирует, что новый реестр будет работать эффективно. «Более того, это будет идти вразрез с политикой регулятора,  направленной на освобождение от непрофильной деятельности», — считает он.

Вопрос регулирования

Однако несмотря на все риски, которые инициаторы законопроекта пытались навязать финансовому рынку, эксперты подчеркивают, что работу частных бюро кредитных историй все-таки надо контролировать.

По словам старшего партнера ЮФ «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, банки часто грешат тем, что направляют в частные бюро заведомо неверную информацию о кредитополучателе. Например, человек уже давно рассчитался с банком, а в бюро он до сих пор числится в злостных неплательщиках. «Если клиент документально подтвердит факт погашения кредита, в то время как в его кредитной истории все еще числится задолженность, банк будет нести ответственность за нарушение. Такие вещи влияют на репутацию учреждения и влекут штрафы», — отмечает Олег Базелинский.

Впрочем, в Украине пока что не было ни одного широко известного случая, чтобы за такие вещи, а равно и за утечку информации, банки действительно несли серьезную ответственность.

Банковские эксперты уверены, что один из действенных способов защиты от утечки информации состоит в том, чтобы сделать невозможным ее использование, если информация получена незаконным путем. Например, запретить принимать во внимание отчеты о кредитных историях заемщика, если они не скреплены электронно-цифровой подписью (ЭПЦ) бюро, выдавшего документ.

Ярослав Колесник уверен, что НБУ не стоит прогонять с рынка работающие сейчас частные бюро кредитных историй, вместо этого необходимо создать условия, при которых они бы стали работать гораздо лучше, чем сейчас. «Может, стоит попытаться объединить их, обязать банки очень четко выписывать условия в договорах с кредитополучателями, чтобы свести к минимуму все возможные риски. Ну, и регулятор, конечно же, должен контролировать этот процесс», — считает эксперт.

Переполненные банки: Почему кредиты недоступны для бизнеса

Еще в августе прошлого года Ирина Костюшко, собственница небольшой агрокомпании по выращиванию масличного льна Зоря, обратилась в банк из первой десятки по активам, с целью взять кредит на посевную 2016 года. В банке посоветовали Костюшко прийти к ним в январе. Обратившись за кредитом повторно, Костюшко получила отказ с формулировкой: "Ваши финансовые результаты нас устраивают. Но оборот компании сильно мал, чтобы мы смогли вам оформить овердрафт или кредитную линию". "Я представитель среднего бизнеса. У такой компании не может быть больших оборотов. К тому же у меня очень хорошая история в этом банке. Раньше я брала у них кредит для другой компании и погасила досрочно", -  жалуется Костюшко.

История Ирины Костюшко не уникальна. Несмотря на то, что банки декларируют готовность кредитовать, ни среднему, ни малому, ни  крупному бизнесу получить кредит нереально. Почему финучреждения не выдают займы?

Сколько денег банки могут пустить на кредитование

По словам  руководителя аналитического департамента Concorde Capital Александра Паращия, потенциальная возможность кредитовать у банков есть. "Есть и ликвидность, и большой запас ликвидных ценных бумаг (сертификаты НБУ, ОВГЗ), за счет которых можно наращивать кредитование экономики", - говорит аналитик.

Кризис ликвидности у банков позади. По данным НБУ в марте показатель широкой гривневой ликвидности банковской системы (объем средств банков на корреспондентских счетах в НБУ и в депозитных сертификатах НБУ) достиг 97,6 млрд грн. Объем гривневых средств на корреспондентских счетах составил 37,5 млрд грн, в депозитных сертификатах НБУ - 60,1 млрд. грн.

Проблемные кредиты тянут украинские банки на дно

Пока НБУ борется с неплатежеспособными и «схемными» банками, сами банки пытаются справиться с накопившимися проблемными кредитами. И хотя для украинских финучреждений работа с так называемыми «токсичными» активами отнюдь не в новинку, сегодня запаса прочности у банков почти нет. Поэтому неплатежеспособные заемщики больно бьют по всему банковскому сектору. По оценкам регулятора уровень проблемных кредитов на рынке сегодня — около 20%.

В свою очередь, аналитики утверждают, что реальный показатель вдвое больше — до 40%. «И по прогнозам эта цифра будет только расти», — считает Елена Супрун, начальник управления отчетности процессов и поддержки возврата проблемной задолженности клиентов розничного бизнеса UniCredit Bank.

Многие банки делят выданные кредиты на три условных группы: те, что были оформлены до 2008 года; займы, выданные в период с 2010 по 2014 год; кредитные договора, подписанные после последнего «скачка» гривны в 2014-2015 годах.

Невыносимой головной болью для банков долгое время оставалась именно первая группа кредитов, большая часть из которых на волне роста финансового сектора предоставлялась в валюте, без должного анализа платежеспособности потенциальных клиентов. В итоге, обвал гривны осенью 2008 года спровоцировал волну отказов со стороны заемщиков погашать взятые на себя обязательства, и уровень неплатежей достиг 50-60%. А у отдельных банков — все 80%.

«Если проанализировать опыт в работе с проблемными кредитами, начиная с 2008, то в выигрыше оказались те банки, которые первыми пошли на переговоры с клиентами, и начали подбирать способы реструктуризации под их возможности. Продлевали договора, соглашались на конвертацию. В итоге, они и портфель сохранили, и клиентов», — рассказывает один из акционеров «Платинум Банка» Дмитрий Зинков.

Борьба с последствиями заняла у банков почти три года, о чем косвенно можно судить по финансовому результату системы. Так, за 2009 год убытки банков составили 38,5 млрд гривен, за 2010 год — 13 млрд гривен, а по итогам 2011 года банки получили убыток в размере 7,7 млрд гривен.

За это время изрядно «похудел» портфель автомобильных валютных кредитов, и главной проблемой для банков осталась ипотека, срок «жизни» которой составляет 20-25 лет, а иногда и больше. Поэтому неблагополучных займов, выданных на покупку недвижимости, до сих пор много. По оценкам аналитиков, под реструктуризацию попало 50-60% ипотеки.

Почти возрождение

В 2010-2014 годах банки вели значительно более сдержанную кредитную политику. Во-первых, высокие процентные ставки и не оправившаяся от кризиса экономика не позволяли в полной мере возобновить кредитование. Во-вторых, банкиры стали активно пользоваться базами кредитных бюро, ужесточили оценку рисковости заемщиков и требования к ним. Кроме того, выдача валютных кредитов оказалась под запретом, поэтому влияние колебаний курса на кредитные портфели было минимизировано.

Однако девальвационный шок 2014-2015 года привел к тому, что платежная дисциплина заемщиков в связи с падением их доходов вновь резко ухудшилась. И даже те портфели, где доля «проблемки» не превышала 5-10%, резко преобразились — необслуживаемые займы заняли в них 30-40% и даже больше, вплоть до 50-60%. В их число попали как «свежие» автомобильные, так и потребительские (в том числе беззалоговые) кредиты, которые в 2012-2013 годах выдавались в особо больших объемах.

В январе доля просроченной кредитной задолженности в банках выросла до 22,8%

Доля просроченной кредитной задолженности в украинских банках без учета неплатежеспособных в январе 2016 года выросла до 22,8% суммы предоставленных кредитов с 22,1.По данным НБУ, на 1 февраля в банке действовало 117 банков.

Кредиторы будут отслеживать активность заёмщиков в соцсетях

Банковские кредиторы теперь будут отслеживать активность в социальных сетях, размещение фотографий и постов, что будет влиять на выдачу кредита.

Теперь на получение кредитов в банке будет влиять активность в социальных сетях. Новый сервис по анализу поведения заемщиков в соцсетях Social Attributes запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data, сообщает JoInfo.ua, ссылаясь на Известия.

Социальные сети используют более 60% заемщиков по всей стране.

Молодые должники (до 35 лет) предпочитают сеть "ВКонтакте", ею пользуются до 70% всех заемщиков. Люди среднего возраста (старше 35 лет) — "Одноклассники". Пользователи "Фейсбука" берут кредиты редко: например, в группе заемщиков от 25 до 34 лет только каждый десятый использует эту соцсеть.

"Рынок сейчас нуждается в дополнительной информации о заемщиках, — соглашается гендиректор Double Data Максим Гинжук. — И разработанная нами технология, базирующаяся на информации из общедоступных источников, позволяет удовлетворить эту потребность. Вместе с НБКИ мы даем банкам и МФО возможность получать уникальную информацию о своих заемщиках для максимально эффективного управления рисками".

Банки и МФО уже начали использовать систему в своих скоринговых моделях, отмечает гендиректор НБКИ Александр Викулин.

"Мы провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы, — говорит директор по управлению рисками онлайн-сервиса микрокредитования MoneyMan Екатерина Казак. — Уже используем эту технологию, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками.

Эксперты предрекают, что в будущем информация из соцсетей может стать ключевой в скоринговых моделях банков.

"Действительно, социальные сети могут быть источником полезной информации о заемщике, — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Например, можно определить наличие различных девиаций в поведении заемщика, оценить степень его ответственности. Негативная информация из социальных сетей при принятии решения банком может "перевесить" положительные характеристики заемщика, полученные на основе иных источников".

Например, даже если все остальные документы в порядке, фотографии попоек с участием заемщика могут привести к отказу в кредите. За рубежом информацию о заемщике, полученную из соцсетей, используют для оценки его кредитоспособности. Например, этим занимается одна из крупнейших американских кредитных рейтинговых компаний FICO.

"Мы делали несколько своих пилотов по анализу поведения пользователей в соцсетях и сейчас внимательно изучаем эту тему, — говорит вице-президент Банка Москвы Иван Пятков. — Тем более что наши коллеги смогли с помощью информации из социальных сетей предотвратить ряд мошенничеств с кредитами. Думаю, что по мере накопления базы данных из соцсетей и совершенствования методик анализа поведения пользователей в интернете эта информация будет все больше влиять на решение выдать кредит или нет".

НБУ прагне повернути довіру між позичальником та кредитором за підтримки ВР

КИЇВ. 25 лютого. УНН. Нацбанк України закликає ВР України підтримати законопроект № 2286-а "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо відновлення довіри між позичальниками та кредиторами", передає УНН з посиланням на прес-службу НБУ.

“Національний банк наголошує, що без забезпечення ефективних механізмів повернення коштів у банківську систему України неможливе відновлення та зростання обсягів кредитування реального сектору економіки та здешевлення кредитних ресурсів. Саме тому прийняття Законопроекту № 2286-а є стратегічно важливим для економіки країни”, — йдеться у повідомленні.

За даними Нацбанку, існуючі прогалини в законодавстві обмежують права кредиторів у процедурі банкрутства. Також, неефективною є робота інституту поруки, внаслідок чого банки постійно ризикують втратити предмет іпотеки у разі самочинного будівництва. Водночас, недостатньо врегульованою є процедура стягнення боргу при спадкуванні.

У НБУ зазначають, що прогалини в законодавстві також дають змогу відчужувати майно боржників без згоди заставодержателя та припиняти іпотеку в судовому порядку, незважаючи на наявність непогашеної заборгованості боржника перед кредитором.

Нагадаємо, Комітет з питань нагляду та регулювання діяльності банків, нагляду (оверсайт) платіжних систем НБУ визначив ПАТ “Приватбанк”, ПАТ “Ощадбанк” та ПАТ “Укрексімбанк” системно важливими банками.

Як повідомляв УНН, Національний банк України завершив другий етап централізації регіональної мережі та балансу регулятора.

В Україні з’явиться мобільний додаток для врегулювання ДТП – електронний «європротокол»

Рішення про запуск відповідного проекту прийняла Президія МТСБУ 28 січня 2016 року. Впровадження електронної версії «європротоколу» дасть змогу зекономити до 30% часу на оформленні ДТП та суттєво знизить рівень помилок при заповненні.

Подібний мобільний додаток активно використовується під час оформлення ДТП у Польщі, Чехії, Іспанії та Бельгії. Загалом в країнах ЄС рівень використання «европротоколу» складає 80% від ДТП,  де нема травмованих. І чверть клієнтів страхових компаній активно використовують мобільні додатки для комунікації зі страховою компанією у випадку ДТП.

За результатами 2015 року в Україні «європротоколом» при врегулюванні ДТП скористались 12% потерпілих, що звернулись до страховиків за відшкодуванням. Це більше 12 тисяч осіб. Сума виплат страхового відшкодування за європротоколом склала близько 70,5 млн. грн. середній строк врегулювання за «європротоколом» складає 82 дні.

За задумом, під час укладення договору ОСЦПВ (електронного полісу) клієнт отримає доступ до мобільного додатку і зможе встановили його на свій телефон. У випадку ДТП через цей додаток буде здійснюватися перевірка страхового покриття обох учасників ДТП шляхом запиту до ЦБД МТСБУ. На сервері МТСБУ здійснюватиметься фіксація часу і дати ДТП, а за допомогою GPS навігації фіксуватиметься місце ДТП. Також буде можливість вибрати одну з типових схем ДТП та додати фото події. Заповнений «европротокол» потраплятиме до ЦБД, а потерпілому надаватиметься інформація щодо можливості прямого врегулювання збитку.

Мобільний додаток дозволить не лише зекономити час учасників на врегулювання, а й запобігти помилкам, які нерідко допускають учасники при заповненні паперової версії «європротоколу». В електронній версії при заповненні кожного з полів потерпілому надаватимуться підказки та нагадування, що суттєво спростять процес заповнення.  До того ж МТСБУ отримає можливість контролювати правомірність відмови страховика у виплаті відшкодування у випадку неточносте при заповненні «європротоколу».

Страховики зі свого боку отримуватимуть інформацію про ДТП за участю їх клієнта миттєво, що дозволить зменшити ризик страхового шахрайства.  Зменшиться і кількість суперечок, пов’язаних з помилками при заповненні «європротоколу».

Зростання лімітів для врегулювання в рамках «європротоколу» з 25 до 50 тис. грн. за прогнозами МТСБУ призведе до збільшення частоти використання «європротоколу» у 2016 році до 15-17% потерпілих. Спрощений механізм врегулювання стане особливо популярним після переходу до прямого врегулювання страхових подій.

«Повноцінний запуск електронної форми «європротоколу» можливий після запровадження електронного полісу ОСЦПВ, оскільки унікальний логін для встановлення додатку буде надаватись під час укладення договору. Впровадження нових технологій зробить продукт ОСЦПВ зручнішим для клієнта та дозволить йому уникнути прикрих помилок при заповненні «європротоколу», - впевнений Володимир Шевченко, генеральний директор МТСБУ.